HandyFileMonitor – приложение
мониторинга активности программ

Мониторинг работы программ крайне важен для многих пользователей. Утилиты обслуживания, многочисленные серверные и клиентские приложения, вычисления в режиме реального времени требуют постоянной работы запущенного процесса. При этом, какими бы надежными не были программы, возможны ошибки в их работе или непредвиденные аварийные выходы – именно по этой причине и существует множество приложений-мониторов, позволяющих в случае сбоя выполнять скрипты, перезапускать программы или разными способами оповещать пользователя о произошедшей ошибке.

В различных приложениях мониторинга активности программ используются разные методы контроля. Большинство их них с заданными интервалом проверяют наличие основного процесса программы в памяти или использование им системных ресурсов компьютера – это достаточно надежный и удобный метод. Но бывают случаи, когда этот метод неприменим. К примеру, если программа зависла или выдала критическую ошибку, процесс в памяти по-прежнему остается, но работа не выполняется. В этом случае необходимы другие критерии проверки выполнения программы.

Один из примеров – программа HandyFileMonitor, позволяющая отслеживать работу любого приложения, ведущего протокол работы (лог-файл). Работа этого приложения основана на простом правиле: если размер лог-файла увеличивается, программа работает; если размер лог-файла неизменен – программа либо выполнила все текущие задачи, либо остановила работу по причине ошибки или зависания. В том случае, если программа должна выполняться до остановки пользователем (различные модули потоковой обработки данных, рассылки, утилиты сетевого сканирования и иное программное обеспечение), использовать HandyFileMonitor очень удобно.

Справочное окно программы (рис. 1. Справочное окно программы)

Интерфейс и функционал приложения

HandyFileMonitor обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом (см. рис. 2). Основное окно программы содержит поля для выбора лог-файла программы, работа которой должна контролироваться; задания команды, выполняемой при остановке работы программы; выбора частоты опроса; отображения статистики проверяемого лог-файла.

Интерфейс HandyFileMonitor (рис. 2. Интерфейс HandyFileMonitor)

Элементы интерфейса программы (сверху вниз):

  • File to monitor (файл для мониторинга) – поле для выбора лог-файла контролируемой программы. Можно заполнить это поле вручную или выбрать файл при помощи стандартного окна файлового менеджера операционной системы, нажав на кнопку «…»
  • Command (команда) – поле для задания команды или пути к выполняемому скрипту или файлу. В том случае, если проверяемый лог остается неизменным и отмечена опция «Execute command» (см. пункт 5), HandyFileMonitor автоматически запустит заданную программу или скрипт. Опция является крайне востребованной для перезапуска программ, автоматически возобновляющих работу с данными.
  • Time interval (sec.) (интервал времени (сек.)) – в данном поле можно задать интервал проверки лог-файла. Стоит учитывать – если работающая программа сохраняет лог через большие интервалы времени, не стоит делать время опроса меньше. Также не стоит делать время опроса малым при отмеченной опции «Execute command» (см. пункт 5), так как на выполнение любого скрипта или перезапуск программы тоже требуется определенное время.
  • Log results to file (сохранять результаты в файл) – опция позволяет программе вести собственный лог, внося в него информацию об анализируемом файле: дата и время проверки, общий размер файла в байтах, объем добавленной со времени последнего запроса информации в байтах.
  • Execute command (выполнить команду) – при помощи данной опции можно выполнять любую внешнюю команду или скрипт в том случае, если с момента последней проверки в протокол наблюдаемой программы не добавлено никакой новой информации и есть подозрение на ошибку или зависание.
  • File stats (статистика файла) – в это поле будет в режиме реального времени выводиться та же информация, которую HandyFileMonitor может сохранять в протокол: дата и время проверки файла, общий и накопленный с последней проверки объем данных.

Меню программы содержит необходимые для управления приложением команды (см. рис. 3).

Меню и элементы управления (рис. 3. Меню и элементы управления)
  • About (о программе) – F1. Вызов справочного окна программы (см. рис. 1).
  • Start Monitoring (начать мониторинг) / Stop Monitoring (остановить мониторинг) – F2. Запустить процесс мониторинга или остановить его, если он уже запущен.
  • Execute Command (выполнить команду) – F3. Ручной запуск команды или скрипта, указанного в поле «Command».
  • Exit (halt) (выход(остановка)) – F10. Моментальное завершение работы HandyFileMonitor.

Начать работу с приложением крайне просто – достаточно выбрать файл для контроля и указать интервал опроса в секундах. При необходимости можно задать скрипт или программу для выполнения в случае отсутствия изменений в логе наблюдаемой программы, а также указать программе необходимость ведения собственного протокола работы. После того, как все необходимые настройки сделаны, нужно начать мониторинг, выбрав соответствующий пункт меню или нажав горячую клавишу. Приложение начнет работу (см. рис. 4).

Работа приложения. Наблюдаемая программа активна (рис. 4. Работа приложения. Наблюдаемая программа активна)

С периодичностью заданного интервала поле File Stats начнет заполняться информационными строками о состоянии наблюдаемого лога. В порядке следования идут: дата, время (до тысячной доли секунды), размер файла в байтах (size), изменение размера в байтах (delta). Заголовок окна HandyFileMonitor при этом сменится на надпись “GOOD :)”.

В том случае, если объем файла лога наблюдаемой программы перестал увеличиваться, фон окна HandyFileMonitor сменится на красный, а заголовок окна – на «BAD :(». Если отмечена галочкой опция «Execute command», то будет запущена указанная в поле «Program» программа или скрипт. В строке, отображаемой в поле «File Stats», значение delta будет равным нулю (так как нет увеличения контролируемого файла), и будет добавлен текст «Could be a problem here!!!» («Возможна проблема!!!»). Вид окна программы в этом режиме показан на рис. 5.

Работа приложения. Наблюдаемая программа неактивна (рис. 5. Работа приложения. Наблюдаемая программа неактивна)

Возможности применения HandyFileMonitor

Приложение HandyFileMonitor, несмотря на свою кажущуюся простоту, является удобным монитором активности программ. К примеру, можно создать скрипт автоматического перезапуска программы по примеру:

S:\somefolder\pskill someprocess
S:\somefolder\someprocess.exe

В этом случае, если лог-файл контролируемой программы перестает увеличиваться, процесс программы завершается, а затем производится ее повторный запуск. Это помогает в случае ошибок или зависаний перезагружать ее без непосредственного участия пользователя, избавляя того от необходимости постоянного наблюдения за работающей программой. Это может быть полезным в ряде случаев, к примеру, при отсутствии физического доступа к компьютеру, на котором выполняется программа, и невозможности подключиться при помощи удаленного доступа.

Более того, пользователь может сделать сайт и гостевую книгу, а HandyFileMonitor при помощи скрипта автоматически добавит в нее сообщение при обнаружении остановки работы контролируемой программы. Таким образом, пользователь в любое время и с любого мобильного устройства, зайдя на свой сайт, узнает точное время остановки или перезапуска программы. Строка скрипта при этом будет иметь вид наподобие следующей:

S:\somefolder\wget.exe http://www.somesite.com/guestbook.php --post-data="message=Process1-Log_file_stopped_growing"

Используя различные скрипты, можно настроить автоматическое уведомление о приостановке работы программы на адрес электронной почты, или посылать СМС на телефон через гейт телефонного провайдера.

HandyFileMonitor также обладает рядом преимуществ по сравнению с другими аналогами:

  • Простота настройки. Никаких избыточных параметров, и в то же время весь необходимый для работы функционал. При завершении работы все настройки сохраняются в файл – нет необходимости каждый раз конфигурировать приложение заново.
  • Портабельность. Приложение не требует установки, не записывает информацию в реестр компьютера, запускается с любого мобильного носителя. Размер пускового файла – менее двух мегабайт.
  • Возможность параллельного запуска нескольких копий HandyFileMonitor, что позволяет следить за работой нескольких программ одновременно, а также выставлять различные интервалы проверки.

HandyFileMonitor - program
activity monitoring application

Program activity monitoring is extremely important for many users. Maintenance utilities, many server and client applications, or real time calculations require continuous operation of a running process. In this case, no matter how reliable the program is, errors or unexpected emergency shutdowns may still occur- for this reason there are many monitor applications allowing in the case of crashes executing scripts, restarting program or different ways of notifying the user about the occurred error.

Different applications of program activity monitoring use different methods of control. Most of them check in pre-set intervals the availability of the basic process of the program in memory or the use of computer system resources by them - it is a quite reliable and convenient method. But there are times when this method is not applicable. For example, if a program freezes or has issued a critical error, the process in the memory remains, but the operations are no longer performed. In this case, other program testing criteria are necessary.

For example - the program HandyFileMonitor, can monitor the activity of any application that has a log file. This application is based on a simple rule: if the size of the log file increases, the program works, and if the size of the log file is unchanged - the program either accomplished all current tasks, or stopped working because of an error or hang. For the cases where the program should run until the user stops it (various modules of data stream-processing, distribution, network scanning utilities and other softwares ) using HandyFileMonitor is more convenient.

Informative window (Fig. 1. Informative window)

Application Interface and Functionality

HandyFileMonitor has a simple and intuitive interface (see Fig. 2). The main program window contains the fields to select the program log file to be controlled, specify the command to be performed when the program is stopped, select the check frequency and display the checked log file statistics.

HandyFileMonitor Interface (Fig. 2. HandyFileMonitor Interface)

Program Interface Elements (top to bottom):

  • Filetomonitor (monitoring file) – a field to select a log file of the controlled program. It can be filled in manually or selected with the standard file manager window of the operating system by pressing the "..."
  • Command – field for specifying the command or the path to the executable file or script. In the event the checked log remains unchanged and the option «Executecommand is checked » (see item 5) , HandyFileMonitor automatically runs the specified program or script. This option is highly demanded to reboot program automatically restored with the data automatically resume working with the data.
  • Timeinterval (sec.) (time interval in seconds) – in this field you can set the interval for checking the log file. It should be taken noted that in case when the running program saves its log in long intervals of time, making checking intervals shorter does not make sense. Also, the checking interval should not be short when «Executecommand» is checked (see item 5), since executing scripts or restarting the program also takes time.
  • Logresultstofile (save the results to a file) – this option allows the program to keep its own log file, with the information about the analyzed file: the date and time of analyze, the total size of the file in bytes, the amount of added data in bytes since the last request.
  • Executecommand (execute a command) – using this option, you can execute any external command or script in the case if since the last inspection of the protocol of the controlled program no new information was added and an error or a crash is suspected.
  • Filestats (file statistics) – this field will host in real-time the information that HandyFileMonitor keeps in the protocol: file scanning date and time, total and accumulated data volume since the last test.

Program menu contains control commands required for application management (see Fig. 3).

Menu and controls (Fig.3. Menu and controls)
  • About - F1. Displays the reference window (see Fig. 1).
  • StartMonitoring / StopMonitoring) - F2. Starts the monitoring process or stops it if it is already running.
  • ExecuteCommand - F3. Manual launch of command or script specified in the «Command» field.
  • Exit (halt) (exit (stop)) - F10. Instant shutdown of HandyFileMonitor.

Start using the application is extremely easy - just select a file to control and specify the checking interval in seconds. It is possible to optionally specify a script or a program to execute in case there is no change in the log of the monitored program and also indicate the program to run its own log. After all the necessary settings are done, the monitoring can be started by selecting the appropriate menu item or by pressing a hot key. The application starts running (see Fig. 4).

Application operation. The monitored program is active (Fig. 4. Application operation. The monitored program is active)

FileStats field will be filled with information about the state of the monitored lines of the log at specified intervals. The order of priority are: date, time (up to a thousandth of a second), the size of the file in bytes (size), changing the size in bytes (delta). Herewith HandyFileMonitor window title will change to "GOOD").

In the case if the volume of the monitored log file ceased to increase, the HandyFileMonitor window background will become red and the window title - «BAD»: (. If the option «Executecommand» is checked then a program or a script specified in the field «Program» will be launched. The value of delta will be equal to zero in the string displayed in the «FileStats» field, (since there is no increase in the monitored file) and the text «Couldbe a problemhere!!!» will be added. The program window in this mode is shown in Fig. 5.

Operation of the application. The monitored application is not active (Fig. 5. Operation of the application. The monitored application is not active)

HandyFileMonitor possible applications

The application HandyFileMonitor, despite its apparent simplicity, is a convenient activity program monitor. For example, you can create a script to restart the program as shown in the example:

S:\somefolder\pskill someprocess
S:\somefolder\someprocess.exe

In the case, where the volume of the monitored log file stops increasing, the program ends and then restarts. This helps restarting it in case of errors or freezes without the direct involvement of the user, eliminating the need to continuously monitor a running program. This can be useful in some cases, for example, in the absence of physical access to the computer that is running the program and the inability to connect to it through a remote access.

Moreover, the user can create a website and a guestbook, and use HandyFileMonitor to set a script in order to automatically add notifications to them when a controlled stop of the program is detected. Thus, a user at any time and from any mobile device, by going to his website can check the exact time of program stops and restarts. Here the script line will look like the following:

S:\somefolder\wget.exe http://www.somesite.com/guestbook.php --post-data="message=Process1-Log_file_stopped_growing"

Using a variety of scripts allows setting up an automatic notification for the program shut-down to an e-mail or a phone through SMS.

HandyFileMonitor also has a number of advantages compared to other applications:

  • Easy to set up. No redundant parameters, and at the same time all the necessary functionality. At shutdown all the settings are stored in a file - no need to configure the application each time.
  • Portability. This application does not require installation, does not register information to the computer registry and can be launched from any mobile carrier. Start-up file size is less than two megabytes.
  • The possibility to run simultaneously multiple HandyFileMonitor copies, allowing the monitoring of several programs simultaneously, and setting different check intervals.

Download